aime_85: (Default)
[personal profile] aime_85
Спасибо за перевод Александр Потокин и группам https://vk.com/stradasaddles и https://vk.com/anatomy_horse!

Марк Рашид. Лошади никогда не лгут. Глава 4, часть 3.

Через непродолжительное время два независимых происшествия привели размышления в порядок. Во время одного из них, я проводил тренировку на выставке перед трибунами. Нет, это не мои всадник с лошадью устроили беспорядки.
Они то, как раз работали «на пятерочку». Но все же кое-что за кулисами привлекло общее внимание. Одна дама пыталась поставить на развязки мерина возле самого выхода на арену. Очевидно было, что лошади не по себе. Вокруг была какая-то суета, какие-то люди, незнакомые лошади... Он периодически пытался ржать в сторону конюшни, но в целом держался. В тот самый момент внезапный порыв ветра хлопнул вывеской прям позади зверя. Тот одним прыжком покрыл несколько шагов в направлении от баннера, потянув за собой свою берейторшу. Мадам быстро взяла себя в руки, подтянула веревку и несколько раз крикнула "ЭГЕЙ!". Конь испугался сильнее и принялся еще быстрее осаживать. От этого женщина начала еще сильнее кричать, а от этого лошадь стала еще сильнее осаживать.
Вы не хуже моего знаете, что когда начинает происходить цепная реакция такого рода, ситуация быстро переходит в закритическую. Не прошло и половины мгновения, как эти двое уже были посередине манежа между трибун. Сказать, что мерин от такого развития событий «выпал в осадок» это не сказать ничего. От неожиданности он скакнул вперед и приземлился практически в объятия владелицы.
Хотя девушка и тянула его к себе, чтобы остановить осаживание, но конь у нее "на ручках" был сильно выше предела ее мечтаний. Не зная, что делать в таких случаях, она решила "отлупить" его концом чомбура за неуважение личного пространства. Лошадь, "не въехав" в ситуацию, крутанулась вокруг себя. Но мадемуазель этого тоже ни разу не ожидала. Она начала, что бы Вы думали? Дергать за веревку и орать на коня в тщетных попытках остановить его вращение. Должно быть, мерин подумал, что это означает, что он должен осадить снова. Он был умничкой и сделал это на отлично, что заставило хозяйку схватить веревку двумя руками и снова заорать. Ясно, что после этого «история сделала еще одну спираль», ну да Вы и сами все понимаете.
Лошадь, конечно же, не могла никак успокоиться, а ее владелица не могла перестать орать, дергать и стегать его. Конечно же, она ждала, что это поможет, но нет. Все становилось только хуже и это заставляло хозяйку еще больше нервничать и злиться, а лошадь еще больше расстраивалась. Это продолжалось еще немного времени, после чего хозяйка, по-видимому, решила, что цирка на сегодня хватит, и увела его обратно на конюшню. Всю дорогу она дергала и рычала на него, а он, то прыгал вперед, то крутился вокруг себя. Конечно же, он получал только дополнительные одергивания и крики.
С точки зрения этой женщины ее конь не проявлял уважения к ней, потому что не реагировал на ее команды. Ну а конь просто испугался действий хозяйки и хотел убежать оттуда как можно быстрее и как можно дальше.
Вторая история демонстрирует противоположное. Во время мастер-классов, что я давал несколькими месяцами до этого, парень только что вывел из бочки своего жеребчика. Он вел его к трейлеру, чтобы расседлать. К этому времени мы уже несколько дней работали над тем, чтобы завоевать доверие этого жеребчика. С моей точки зрения был неплохой прогресс. Это был первый раз, когда малыш был вне родной конюшни, и второй или третий раз ему на спину клали седло. В первый же раз он принимал на спину вес всадника. Все это он проделал без особых затруднений. Немаловажной причиной такого прогресса было то, что жеребец оставался спокоен и предупреждал нас, если у нас могли возникнуть затруднения с новыми заданиями. Когда это происходило, мы просто немного откатывались в назад и прорабатывали затруднение, до тех пор, пока оно оставалось таковым.
Был последний день нашей работы в рамах этого мастер-класса и он был последним конем, которого мы работали перед обедом. По дороге к трейлеру, хозяин лошади остановился ненадолго, просто, чтобы поприветствовать людей, что толпились возле ворот, ведущих на парковку. Там было, не соврать, человек двадцать.
В этот момент порыв ветра подкинул скатерть, что покрывала один из столиков регистрации. Это напугало жеребца. Он прыгнул, а затем, в состоянии, близком к панике начал носиться вокруг владельца. Все вокруг бросились врассыпную, стараясь поскорее увернуться от копыт. Я стоял метрах в пятидесяти от них и хорошо видел, что там происходило. Вокруг было чересчур много движения. Люди разбегались во всех направлениях, сама лошадь носилась кругами, грива и хвост развивались на ветру, стремена хлопали лошадь по бокам, хлопала скатерть. Двигалось все. Все, кроме владельца.
Посреди всей этой неразберихи он спокойно стоял и держал веревку, на которой была привязана мечущаяся лошадь. Он смотрел на коня и просто не мешал ему бегать по кругу. Конь еще несколько раз яростно описал круг и начал поглядывать по сторонам, как бы ища какой-нибудь помощи. Все вокруг него - и люди и животные были в движении. Везде, кроме противоположного конца его собственной корды.
Должен сказать, что прошло не более пятнадцати секунд, когда жеребец уже успокоился и прирысил к хозяину, который просто погладил его по голове. Притом, что ветер все еще хлопал скатертью и во все стороны бегали люди, жеребец обрел спокойствие. Когда улеглась пыль, люди стали собираться обратно, и, хотя и не столь раскованно, продолжили свои разговоры. Жеребец стоял позади владельца и не двигался до тех пор, пока не были закончены разговоры и человек не развернулся и не повел его к трейлеру.
Владелец понимал, что конь просто испугался и не хотел увеличивать страх, наказывая его. Конь осознавал, что он испугался и искал что-то (человека, лошадь, что угодно), что могло помочь ему успокоиться. Хозяин показал, что достоин доверия. Это было абсолютно противоположно тому, что делала женщина, чья лошадь испугалась на выставке.
В общем, я хочу донести простую мысль о том, что самое важное в тренинге не имеет с тренингом ничего общего. В первую очередь необходимо уметь смотреть на ситуацию глазами лошади. У них вполне может быть отличный от нашего взгляд на мир. Лошадь не обязательно злая и наглая из-за того, что она иной раз совершает поступки, которые нас расстраивают или пугают. Я думаю, мы просто сами хотим видеть в лошадях неуважение к себе и видим знаки этого во всех неудобных поступках. Правда в том, что кони всегда действуют так, как они считают правильным. Иногда это самозащита, иногда агрессивное или даже апатичное поведение. Тенденция пихать человека, ведущего лошадь или тянуть на развязках - большая часть такого неправильного поведения было, пусть и неосознанно, научено людьми. Надо понимать, что они этому обучились, а не унаследовали такое поведение.
Надо хорошо понимать, что лошади по своей природе, очень стремятся сотрудничать. В дикой природе им просто приходится такими быть. Сотрудничество крайне важно при жизни в табуне. Они выживали без человеческого вмешательства пятьдесят миллионов лет в частности потому, что научились зависеть друг от друга.
В большинстве случаев, думаю, лошади хотят взаимодействовать с нами и зависеть от нас. Просто мы, с их точки зрения, не всегда подходим для того, чтобы от нас зависеть. В таких случаях они пытаются искать поддержки где-то еще.
Я искренне верю, что небольшое изменение нашего взгляда на поведение с лошадьми и на поведение лошадей приведет нас к лидерству без физического и психического давления на них. А это путь истинного лидера. Такого, на которого можно положиться в любом деле. Лидера, который принимает правильные решения в большинстве случаев. Если мы сможем быть такими большую часть времени, они простят нам остальные ошибки.
(Тут я должен сказать, что, хотя мне и представляется это истиной и всегда подтверждалось в моей практике, это моя личная точка зрения. Принимайте ее осмотрительно.)

Date: 2017-02-27 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] bastarka.livejournal.com
Спасибо)) Очень нравится эта книга, спасибо, что выкладываете.

Насколько я помню, у вас тоже пара лошадок была? Как они поживают, может, пост про них сделаете, как раньше? А то тоже любопытно.:)

Date: 2017-02-28 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] hudorozhkina.livejournal.com
Спасибо! Мне очень понравилась эта часть и перевод замечательный, живой и яркий.

Profile

aime_85: (Default)
aime_85

August 2018

S M T W T F S
   1234
56789 1011
12 1314 15161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 29th, 2026 09:02 pm
Powered by Dreamwidth Studios