Sep. 6th, 2017

aime_85: (Default)
Согласно определению русских словарей, уважение – это признание чьих-то заслуг или выдающихся качеств. Иными словами, уважение может быть заслужено, и не может быть дано без оснований. Можно ли уважать ребенка? кошку? малообразованных мелочных людей? О чем мы говорим, когда говорим об “уважении к личности”? Распространяется ли это на все личности, или только на достойные?

Мне бы хотелось тут отметить несколько моментов.

Английское слово “респект”, уже перекочевавшее в наш сетевой язык, имеет несколько значений. Первое значение, очень близкое к нашему “уважению” – high or special regard. Второе же значение – the act of giving thoughtful attention and consideration – даже не поддается точному переводу. По сути, это означает – “готовность внимательно и вдумчиво рассмотреть и принять во внимание”. Это совсем не про заслуживание почестей и особого отношения, это про готовность учитывать, готовность видеть и слышать. И вот этот самый “респект”, как мне кажется, медленно просачивается в наши реалии, но пока не может найти себе достойного слова.

Второй момент – это широта нашей личной перспективы. Например, конституция большинства разумных государств имеет статью об уважении прав и достоинств личности. Это самое уважение распространяется на всех, включая худших преступников. И они, согласно закону, имеют право не быть распятыми толпой, а на юридическую защиту и достойное отношение, даже если в конце концов попадут на электрический стул. То есть, вот это широкое безусловное право на уважение – есть базовая функция государства. Этический код многих профессий, например, психотерапевтов, так же включает в себя расширенное понятие “уважения”, и так же требует уважения к личности, любой. То есть, понятие базового уважения существует, но существует или в рамках закона, или в рамках профессиональной этики. Это выходит далеко за рамки “ты меня уважаешь?”.

Получается, что широта и базовость нашего личного понимания и применения слова “уважение” – это наша способность выходить за рамки личных эмоций, и существовать в категориях более высоких гуманистических ценностей.

Третье, историко-культурное. Есть группы стран и религий, в которых “уважение” – это некий статус, присваиваемый согласно полу, возрасту и соц. статусу. Старшие (во всех смыслах) получают уважение, а младшие (во всех смыслах) обязаны (!) его высказывать. Тут нет и речи о заслугах и достоинствах, это передаваемое, как наследство, качество. Система сама питает себя, младшие высказывают уважение, терпят попирательство своей личности и границ, зачастую открыто и с желанием жертвуя свою самость системе, чтобы, обретя старшинство, взимать этот долг со следующего поколения младших. Эта система ярка в Азии, в мусульманстве, в тюремной иерархии и армейской дедовщине, и других сообществах, сила которых базируется на ценности статуса “уважаемый” и передаче этого статуса.

И вот это азиатско-патриархально-дедовщинная система вдруг в конце 20 века сталкивается с волной западного “респекта”. Который про базовое достоинство, не связан с заслугами, не передается по наследству, и положен всем. И случается коллапс поколений.

Старшее поколение, авансом оплатившее будущее уважение, вдоволь униженное и отработавшее поклонение старшим в свое время, ждет долга. А младшее поколение просыпается из этого морока нарушенных границ и поколенческой дедовщины, и, надышавшись гуманистическими ценностями, берет и выстраивает границы. “Я вас, мама, уважаю, но прошу не вмешиваться. Это моя семья. Не вам это решать”.

И начинается Вавилон, разговор на разных языках. “Что значит уважать ребенка, что там уважать-то, мокрые штаны? Пусть вырастет сначала” – звучит песнь прошлого. В ее припеве ты или авторитет, или служи на задних лапках, вот доживешь до моих лет. А эти наглые, старших не уважают… читай, не готовы отказаться от прав, мнений и достоинства ради будущего, причитающегося им по статусу, уважения.

Но система поколенческого долга работает настолько, насколько каждое следующее поколение принуждено и выбирает в ней участвовать. И оно, кажется не желает. Что еще хуже, оно, по сути, раздает это уважение направо и налево кому попало, каким-то глупым, ничем не заслужившим детям. Облигации обесценены и взыскать долг по ним не представляется возможным. Равное, партнерское, базовое уважение к личности никак не напитает этот долг. Как будто бы жили-были многие поколения, передавая уверенность уважения и признания от сынов к дедам, как семейную реликвию, а потом оно взяло и сломалось. Сыны взяли реликвию, переплавили на кучу мелочи, и раздали бедным родственникам.

Из этого нет вывода, это слом системы, который произошел на наших глазах. Старинная, четко оговоренная скрепа вдруг переродилась во что-то современное, свежее, непонятное.

И не получившие свой долг скорбят и злятся. Пенсионный фонд сгорел. Им было положено, а молодые уже не знают, что и с какой стати. Молодые болтают что-то про уважение, а сами просят не вмешиваться, звонят редко и вообще смеют требовать уважения. Они, те, которые должны платить, а не требовать!

И изучать границы, личное пространство, принятие им, кредиторам не полученной дани, приходится тяжело и болезненно, в горечи недостачи, как новый телефон, который никогда не заменит преклоненное “да, мама”. И нам, отстаивающим новый мир, защищающим себя и наших детей от исторически навязанного долга, выстраивающим новую систему уважения – не преклоненного, а бережного и тактичного – важно знать и замечать их боль. И поступать по-своему.

http://www.womanfrommars.com/thoughts-aloud/%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82/
aime_85: (Default)
"Я не могу медитировать. Я начинаю ёрзать, думать и вообще мне скучно, что делать?"

После текста про энергию мне пришло несколько таких вопросов.

И правда - большинство людей представляет медитацию так: нужно сесть в позу лотоса, закрыть глаза и ни о чем не думать. Сесть в позу лотоса, закрыть глаза и ни о чем не думать не может ни один нормальный человек, если он не йог. У него неизбежно сразу начнет чесаться нос, приходить в голову дурацкие анекдоты и в конце концов он почувствует себя неудачником. Контрпродуктивно.
Давайте, как говорится, работать от задачи.

Что такое медитация? Это разгрузка памяти процессора нашей тыквы для повышения ее производительности. Но вам же не обязательно сразу делать хард ресет и переустанавливать винду, верно? Иногда достаточно почистить кэш, остановить торренты и закрыть двадцать лишних вкладок в браузере, чтобы дело пошло быстрее.

Представьте ситуацию из жизни. Допустим, вы влюблены. Каждую минуту вы смотрите в телефон и ждете смс от объекта страсти. Ждете-ждете, ждете-ждете, думать больше ни о чем не можете. И тут хоп! На вас падает очень увлекательная и дико срочная задача по работе. Через три часа вы очнулись и обнаружили, что он\она написали вам уже пять смс, а не одну, а вы тупо забыли проверять телефон.
С вами было такое хоть раз?
Поздравляю, вы умеете медитировать.

В принципе, любая ситуация, когда вы сосредоточены на чем-то так, что окружающий мир перестает для вас существовать - это медитация.

Поэтому не надо садиться в позу лотоса и стараться 10 минут не думать о том, как чешется нос. Попробуйте освободить только часть оперативной памяти, без хард ресета.

Вот вам варианты:

а) Устройтесь в любой удобной позе и позвольте своим мыслям течь в любую сторону, не давая им углубиться в один конкретный предмет, но и не одергивая себя в духе "опять в медитации думать начал, долбоклюй!"
Начните с малого: пойдите в кафе в одиночестве, возьмите чашку кофе и посидите там без книжки и фейсбука в телефоне. Смотрите в окно и думайте о чем-то своем. Это уже немного разгрузит ваш процессор.

б) Найдите в аудиозаписях ВК любую приятную вам запись йога-нидра. Слушайте перед сном.

в) Включите любимую музыку и танцуйте под нее. В одиночестве, без зеркала - чтобы не думать о том, как вы танцуете, а просто двигаться, слушая музыку и свое тело. Хотите - не танцуйте, а прыгайте, тряситесь, выделывайте странные пасы руками и ногами, главное, чтобы ваш мозг никак не участвовал в этом процессе.

г) Не любите танцевать - просто ложитесь в темноте и включайте музыку в наушниках. Постарайтесь сосредоточиться только на мелодии и своих эмоциях от нее. Снова: мозга нет, ваша черепная коробка пуста и заполнена только звуком.

В целом, медитировать можно на что угодно: смотрите на пламя свечи, слушайте музыку, считайте овец перед сном, лопайте упаковочную пленку, главное, помните основное правило. Вам не обязательно сразу отключать весь внутренний диалог целиком. Отключите столько, сколько можете. Это все равно даст большие результаты.

https://t.me/sobermagic/95

post

Sep. 6th, 2017 01:52 pm
aime_85: (Default)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] lual в post
Терапия – это место, где можно быть честным с самим собой в присутствии другого.
И это бывает очень трудно для людей, которых другие долго и сурово наказывали именно за это.

Которых учили быть удобными. Не отсвечивать. Не привлекать внимания. Не сообщать о своих потребностях. Не выражать своего отношения. Не демонстрировать симпатий и антипатий. В общем, не делать чего-либо, что отличало бы их от мебели. Попросту – не быть.

В итоге человек оказывается  внутренне зажатым в тиски сильнейших – и диаметрально противоположных стремлений: совершенно естественного желания быть, диктуемого инстинктом самосохранения – и отчаянного страха быть. Диктуемого – сколь это ни парадоксально – всё тем же инстинктом самосохранения. Опирающегося на крепко усвоенный опыт: рискнёшь проявиться – получишь.

При этом они могут «головой всё понимать». Что когда наказывали - это было давно. Что детство закончилось. Что люди – разные, и все будут реагировать так же, как реагировали те и тогда. Что не рискнёшь – не узнаешь. И ещё дофига всего.
Но инстинкт - штука более древняя и мощная, нежели то, чем всё это понимается. И инстинкт диктует твёрдо усвоенную – в буквальном смысле, вбитую – формулу безопасности: «Если меня-настоящего не видно – это не минус, а бонус».

И тогда процесс будет долгим. Требующим много мужества с одной стороны, и много терпения – с другой.
______________________
http://chav60.wixsite.com/lukyanova-psi-help

Profile

aime_85: (Default)
aime_85

August 2018

S M T W T F S
   1234
56789 1011
12 1314 15161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 03:21 pm
Powered by Dreamwidth Studios