такие разные манипуляции
Jan. 17th, 2012 02:50 pmБуквально в течении недели мне попались два рассказа.
Первый - Воспитание любимой женщины
Второй - Бабушка и вредные вкусности
Если заглянуть во всемогущую Википедию то мы увидим что:
Психологическая манипуляция — это тип социального воздействия, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной, или насильственной тактики. Поскольку такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными.
Дальше моё личное мнение
Основными признаками манипуляции являются:
- сокрытие истинной цели от объекта манипуляции.
- активное воздействие на чувство вины, чувства ответственности или страхи объекта манипуляции.
- психологический дискомфорт жертвы манипуляции.
Так вот, по моим меркам в обоих постах используется манипуляция. Но если от первого у меня остаётся ощущение гадливости и ярости, с желанием разнести что-нибудь на мелкие кусочки, то во втором я чувствую любовь, понимание и принятие. И вот уже неделю ломаю голову почему такое разное впечатление, а чётких и логичных критериев не могу сформулировать.
Первый - Воспитание любимой женщины
Второй - Бабушка и вредные вкусности
Если заглянуть во всемогущую Википедию то мы увидим что:
Психологическая манипуляция — это тип социального воздействия, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной, или насильственной тактики. Поскольку такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными.
Дальше моё личное мнение
Основными признаками манипуляции являются:
- сокрытие истинной цели от объекта манипуляции.
- активное воздействие на чувство вины, чувства ответственности или страхи объекта манипуляции.
- психологический дискомфорт жертвы манипуляции.
Так вот, по моим меркам в обоих постах используется манипуляция. Но если от первого у меня остаётся ощущение гадливости и ярости, с желанием разнести что-нибудь на мелкие кусочки, то во втором я чувствую любовь, понимание и принятие. И вот уже неделю ломаю голову почему такое разное впечатление, а чётких и логичных критериев не могу сформулировать.
no subject
Date: 2012-01-18 11:07 am (UTC)А второй не оставляет, несмотря на явную манипуляцию;-), нехороших ощущений. Может, потому, что там нет эгоистической цели, зато есть уважение ко всем и понимание, и стремление действительно решить проблему без жертв... И спасибо за ссылку! :-) Очень пост понравился. :-)
no subject
Date: 2012-01-18 11:13 am (UTC)А второй да, у меня тоже есть подозрение что он оставляет положительное впечатление именно из-за цели, которая в данном случае очень конструктивна, положительна и направлена исключительно на улучшение отношений всех участников истории.
no subject
Date: 2012-01-18 11:28 am (UTC)Да уж, ничего кроме гадливости в осадке не оставляет. Еще удивляюсь, как "любимая женщина" не заехала "воспитателю" по кумполу чем-нибудь тяжелым.
no subject
Date: 2012-01-18 11:43 am (UTC)Кстати, мне в декабре прошлого года где-то в френдленте попалась ссылка в чей-то ЖЖ с переводом книги о психологическом насилии в семье. Я её тогда не прочитала, а щас жалею. Она тебе не попадалась случаем? А то у себя найти не могу и даже не знаю ни где искать, ни кого спрашивать.
no subject
Date: 2012-01-18 12:10 pm (UTC)no subject
Date: 2012-01-18 12:18 pm (UTC)Воть.
no subject
Date: 2012-01-18 01:04 pm (UTC)no subject
Date: 2012-01-19 07:53 am (UTC)А второй, соотвественно - "Меня не устраивает сложившаяся ситуация, поэтому я ищу причину, почему всё сложилось именно так, и, отталкиваясь от этой причины, меняю ситуацию в лучшую сторону, при этом заботясь и об интересах всех остальных вовлечённых в ситуацию людей."
В первом случае, если бы он, например, предложил ей учиться готовить вместе, но сам всё время что-нибудь рассыпал, путал, перебарщивал с солью, жарил слишком долго, до состояния подошвы и т.д., и при этом нахваливал бы всё, что приготовит она, мол "О, нифига ж себе как круто! А у меня так не получается :(" - тоже была бы манипуляция, но совсем другого рода ведь.
no subject
Date: 2012-01-19 08:00 am (UTC)Привёл некую девушку готовить ужин, а жена в ответ: "О, круто, значит за ужин можно не париться! Пойду тогда, почитаю книжку пока. Позовёте, как приготовится.", говорит - "Пусть Наташа останется помыть посуду", а в ответ - "Да-да, и пол пусть протрёт, а то я давно не мыла. А я пойду маникюр сделаю на завтра. Спасибо милый, за то, что освободил мне вечер."
В итоге - Наташа будет зла, конечно, но это ж мозгами надо было думать, перед тем как переться в чужую семью что-то там устраивать. Муж будет в полном недоумении, но поймёт, что метод не сработал. У жены будет свободный вечер и маникюр - явно пострадавшая сторона не она :).
Мне кажется, это лучший ответ на эгоистичные манипуляции - вовремя понять, что тобой пытаются манипулировать, и дать понять, что это не прокатит.